Советы психолога

Профилактика домашнего насилия в семье

Принято считать, что самое безопасное место для ребёнка – это его дом, семья. Казалось бы, действительно, здесь рядом с ребёнком находятся люди, которые призваны любить и защищать его, заботиться о нём. Однако в последнее время всё чаще приходится слышать о случаях жестокого обращения с детьми родителей и других членов семьи.

За 2022 год в Беларуси зафиксировано более тысячи преступлений в отношении половой неприкосновенности детей и подростков — это в 28 раз больше, чем десять лет назад. Практически половина пострадавших — дети в возрасте до 14 лет. Подавляющее большинство потерпевших — девочки. Такие данные на пресс-конференции в Национальном пресс-центре Беларуси озвучил заместитель министра внутренних дел Беларуси Геннадий Казакевич. 

По данным Следственного комитета, за прошлый год к уголовной ответственности привлечено более 420 лиц, из них пятеро — женщины. Более половины лиц, совершивших данные преступления, это молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет. Около 10% обвиняемых ранее судимы за совершение аналогичных и иных преступлений.

60 % задержанных за совершение противоправных действий против половой неприкосновенности несовершеннолетних не работают. В сфере образования заняты 1-2 %, в здравоохранении – 0,4 %. В ряде случаев это лица, которые являются родителями-усыновителями, опекунами.

По данным МВД, в Беларуси раскрывается 100% преступлений в отношении половой неприкосновенности детей и подростков.

Насилие в отношении детей имеет различные формы и определяется целым рядом факторов, в том числе характером или личностными проблемами окружающих взрослых, семейными традициями и др. Причём утверждение, что подобное явление имеет место только в социально неблагополучных семьях, сейчас уже признано мифом.

Одна из главных особенностей домашнего насилия состоит в том, что оно не является случайностью, а имеет системный характер и проявляется в повторяющихся циклах разных видов насилия. Домашнее насилие не является конфликтом, который можно разрешить при помощи переговоров, компромиссов и взаимных уступок. В ситуации насилия в семье поводом для агрессии является не проблема, а интересы только одной стороны — обидчика, целью которого является желание контролировать и управлять поведением и чувствами другого.

 

Выделяют четыре вида жестокого обращения с детьми:

  1. Физическое насилие
  2. Пренебрежение
  3. Психологическое насилие
  4. Сексуальное насилие

 

Физическое насилие – это вид отношения к ребенку, когда ему умышленно причиняют боль, телесные повреждения или не предотвращают возможности их причинения.

Физическое насилие может проявляться в виде действий, которые причиняют вред здоровью или представляют угрозу жизни ребенка.

Особенности поведения ребенка – жертвы физического насилия: испытывает страх при приближении к нему родителя; он пассивен или повышенно агрессивен; у него появились необъяснимые изменения в поведении.

Физическое насилие – явление, распространенное в нашем обществе. Основные причины, провоцирующие взрослых применять меры физического воздействия, следующие: плохое поведение, школьная неуспеваемость, невыполнение домашних обязанностей и т.п. Часто взрослые, использующие физическое насилие над ребенком, убеждены в пользе физических наказаний; у них отсутствует эмоциональный контакт с ребенком, они плохо осознают реальные возможности ребенка, демонстрируют нереалистичные ожидания от него; в отношениях с ребенком почти не используют похвалу, не проявляют положительные эмоции.

Испытавший физическое насилие ребенок, наблюдая за поведением агрессивного родителя, вырабатывает свою агрессивную модель поведения. Жертвы физического насилия ощущают себя непопулярными, несчастными, непослушными, а любое наказание считают справедливым.

Основными последствиями физического насилия для детей являются неумение контролировать свою импульсивность, снижение способности к самовыражению, отсутствие доверия к людям. Непосредственно после травмы возникают острые состояния страха, отсроченными последствиями могут стать садистские наклонности.

Пренебрежение или заброшенность ребенка

Пренебрежение негативно влияет на эмоциональное и психическое развитие ребенка. Родительская забота, тепло и эмоциональная близость создают в ребенке чувство привязанности, которое является основой развития личности ребенка, вселяя уверенность в том, что он желанен, достоин любви и может рассчитывать на своих родителей как на заботливых и учитывающих его потребности людей. Ребенок, привязанный к родителям, использует их как источник безопасности, уверенности в условиях напряженности и стресса. Этот первый опыт привязанности к родителям является моделью последующих отношений с другими людьми.

Обычно родители утешают и поддерживают ребенка, когда он несчастен или испытывает боль, и позднее ребенок сам учится регулировать свою эмоциональную жизнь. Родители, которые пренебрегают ребенком, эмоционально отвергают его, оставляя наедине с непосильными для него отрицательными чувствами, лишают его эмоциональной защиты и чувства безопасности.

Нарушения эмоциональной жизни заброшенного или подвергшегося насилию ребенка, проявляются прежде всего в виде эмоциональной неуравновешенности, эмоционального равнодушия, перевеса отрицательных чувств над положительными.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ

Психологическое насилие – это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей.

К психологическому насилию относят, например, частые конфликты в семье и непредсказуемое поведение родителей по отношению к ребенку. Из-за душевного насилия тормозится интеллектуальное развитие ребенка, ставится под угрозу адекватное развитие познавательных процессов и адаптационные способности. Он становится легко ранимым, снижается способность к самоуважению. Ребенок развивается социально беспомощным, легко попадает в конфликтные ситуации и с большой долей вероятности будет отвергаться ровесниками.

Эмоциональное насилие как составляющая психологического насилия – это любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни.

К эмоциональному насилию относятся следующие действия по отношению к ребенку:

  • изоляция, то есть отчуждение ребенка от нормального социаль­ного общения;
  • угрюмость, отказ от обсуждения его проблем;
  • оскорбление ребенка, брань, издевки;
  • поддержание постоянного напряжения, запугивание, угрозы;
  • предъявление завышенных требований, чрезвычайная критичность;
  • запугивание наказанием

 

Среди родительских мотивов жестокого обращения с детьми могут быть:

  • потребность найти выход для подавленных чувств (гнев, агрессия, неудовлетворенность работой или браком и т.д.);
  • потребность иметь объект для манипулирования в полном распоряжении (ребенок в силу своей беззащитности и зависимости от родителей – идеальный объект);
  • стремление утвердить правильность собственного воспитания посредством приложения методов, применявшихся их родителями, к своим детям;
  • страх дать детям свободу;
  • страх проявления в детях того, что было подавлено в себе;
  • реванш за боль и унижения, испытанные в детстве (и не только в детстве).

 

СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ

Сексуальное насилие, совершаемое по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам. Сексуальное насилие над детьми – это любой сексуальный опыт между ребенком до 18 лет и человеком, по крайней мере, на 5 лет старше его.

 

Признаки сексуального насилия

Признаками перенесенного сексуального насилия являются раз­личные изменения в поведении ребенка.

В первую очередь, детей отличает сексуализированное поведение:

  • чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;
  • поразительные для своего возраста знания о сексуальной жизни;
  • соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;
  • сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);
  • необычная сексуальная активность: сексуальное использование младших детей; мастурбация (начиная с дошкольного возраста), отирание половых органов о тело взрослого.

Изменяется эмоциональное состояние и общение ребенка.

Появляются ранее нехарактерные черты:

  • замкнутость, изоляция, уход в себя;
  • депрессивность, грустное настроение;
  • отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство испорченности;
  • частая задумчивость, отстраненность (встречается у детей и подростков, начиная с дошкольного возраста);
  • истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля;
  • трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежни­ми друзьями;
  • отчуждение от братьев и сестер;
  • терроризирование младших и детей своего возраста;
  • жестокость по отношению к игрушкам у младших детей;
  • противоречивые чувства к взрослым.

Изменяется личность ребенка, его социальное поведение:

  • неспособность защитить себя, непротивление насилию и изде­вательству над собой,
  • резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше);
  • прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения;
  • принятие на себя родительской роли в семье (по приготовле­нию еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспита­нию);

Изменяется самосознание ребенка:

падает самооценка, появляются мысли о самоубийстве, попытки самоубийства.

Проявляются невротические и психосоматические симптомы: боязнь оставаться в помещении наедине с определенным чело­веком; боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием); головная боль, боли в области живота и сердца.

Последствия физического и сексуального насилия

Физическое и сексуальное насилие оставляет у ребенка неизгладимый след: насилие, пережитое в детстве, приводит и к отдаленным последствиям и оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь, поскольку подобный травматический опыт будет формировать специфические семейные отношения и «запускать» особые жизненные сценарии. Так, многие взрослые, проявляющие насильственные действия по отношению к чужим и собственным детям, сами имели «неотработанный» опыт насилия в детстве. Психологическая травма, которую получают дети-свидетели, по силе равна той, которую имеют дети-жертвы жестокого обращения. Травматический опыт приводит к затруднениям в их развитии и снижает их самооценку.

Если физическое насилие может и не касаться ребенка, то психологические травмы присутствуют у всех детей, выросших в атмосфере агрессии. Насилие в семье является серьезным барьером на пути нормального психического развития подростка. Физическое и сексуальное насилие переживаются сначала как острая травма, но по мере того, как оно повторяется, жертва переживает страх и чувство беспомощности в предотвращении ее.

В разные возрастные периоды жизни реакция на подобную травму проявляется по-разному:

  • детям до 3 лет свойственны страхи, спутанность чувств, нару­шения сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми, сексуальные игры;
  • у дошкольников на первый план выступают эмоциональные нарушения: тревога, боязливость, спутанность чувств, чувство вины, стыда, отвращения, беспомощности, испорченности; нарушения поведения: регресс, отстраненность, агрессия, сексуальные игры, мастурбация;
  • у детей младшего школьного возраста— амбивалентные чув­ства по отношению к взрослым, страх, чувство стыда, отвращения, испорченности, недо­верие к миру; в поведении отмечаются: отстраненность, агрессия, молчаливость либо неожиданная разговорчивость, нарушения сна, аппетита, ощущение «грязного тела», сексуальные действия с дру­гими детьми;
  • для детей 9-13 лет характерно то же, что и для детей младшего школьного возраста, а также депрессия, чувство потери ощущений; в поведении: изоляция, манипулирова­ние другими детьми с целью получения сексуального удовлетворения, противоречивое поведение;
  • для подростков 13-18 лет— отвращение, стыд, вина, недоверие, амбивалентные чувства по отношению к взрослым, сексуаль­ные нарушения, несформированность социальных ролей и своей роли в семье, чувство собственной ненужности; в поведении: попытки суицида, уходы из дома, агрессия, избегание телесной и эмоциональ­ной интимности, непоследовательность и противоречивость пове­дения.

 

 

Рекомендации родителям

 

Что предпринять, если Ваш ребенок оказался в ситуации домогательств, физических наказаний, унижения, запугивания, изоляции, постоянного высмеивания, критики со стороны другого родителя, учителей и сверстников.

Самый первый и важный шаг — установление доверительных отношений с ребенком. Многие дети не могут рассказать о случившемся взрослым, так как боятся, что они им не поверят. Причина этих страхов кроется в том, что насильник, как правило, авторитетнее и сильнее, чем жертва. Поэтому родитель всем поведение должен дать понять ребенку «Я тебе верю, ты говоришь правду»

Постараться, чтобы ребенок почувствовал себя комфортно и безопасно. Убедить ребенка, что он не виноват в том, что произошло. Преодоление чувства вины является самым важным моментом в улучшении состояния ребенка. Вина носит всепоглощающий характер, провоцирует различные искажения в представлениях о себе и своих поступках.

Поддержать и одобрить его поведение: «Хорошо, что ты не испугался рассказал, вместе мы быстрее справимся, разберемся» Позитивная, эмоциональная поддержка, подкрепление желания найти выход из ситуации насилия являются важными очень моментами. Ребенку необходима помощь в преодолении страхов, возникающих после раскрытия фактов насилия.

Найти резервы поддержки и помощи, поговорить и уверить ребенка, что если нужно, многие другие люди смогут вам помочь, которым можно довериться (родственники, знакомые, учителя, соседи, службы социальной защиты, милиция, органы опеки и попечительства и пр.).

Создать условия для пресечения насилия “Что мы можем сделать, чтобы подобного не повторилось?”. Здесь нужно обсудить поведение ребенка и исключить моменты, провоцирующие насилие. Затем найти вместе с ребенком новые пути выхода из сложившейся ситуации.

Вселить уверенность в завтрашнем дне — «Я знаю, что мы справимся с проблемой. Мы сильные!»

Обязательно обратиться за психологической помощью.

свернуть

Видеоролик против насилия в семье

Как воспитывать ребенка, чтобы не навредить ему?

 

Не стесняйтесь своей любви к ребенку и ее демонстрации. Не надо бояться, что вы «залюбите» его. Он должен чувствовать в вас надежную опору в жизни и понимать, что вы его поддержите в любой ситуации. Старайтесь как можно чаще брать ребенка на колени, смотреть ему в глаза, обнимать и целовать. Ласка является лучшим методом поощрения.

В тоже время не допускайте вседозволенности в воспитании. Необходимо чтобы в вашей семье были установлены некоторые рамки и запреты, которых вам нужно строго придерживаться.

Перед тем как наказывать остановитесь, и подумайте, а действительно ли ребенок сейчас заслуживает наказания. Ведь сначала можно попробовать решить вопрос с помощью ласки и просьбы. Если же наказание действительно является мотивированным, то не обходимо четко объяснить причину наказания.

Не забывайте, какую огромную роль в жизни ребенка исполняет игра. Именно в игровых моментах можно передать малышу все что, ему необходимо знать. Именно с помощью игры можно рассказать малышу о жизненных ценностях и приоритетах. Игра помогает детям и родителям лучше понимать друг друга.

Необходимо помнить о значении общения с ребенком, старайтесь делать это как можно чаще. Научите ребенка, выражать свои чувства и эмоции. Это поможет ребенку в понимании других людей и своего поведения. Стиль вашего отношения к ребенку сказывается не только на поведении ребенка, но и на его психическом здоровье. Если ваше чадо чувствует негатив к себе, это может вызвать проявления скрытой агрессии.

От того как вы общаетесь с ребенком зависит его умение сопереживать другим, чувствовать эмоции как положительные, так и отрицательные.

Никогда не сравнивайте вашего ребенка еще с кем-то. Это будет иметь только негативные последствия, так как может нанести психологическую травму вашему маленькому человечку. Также такое поведение взрослых способствует развитию негативизма, эгоизма и зависти.

И помните: ссоры родителей неблагоприятно влияют на психику ребенка

 

свернуть

Семь методов сотрудничества с ребенком по Джону Грею родителям

В книге Джона Грэя «Дети с небес» автор перечисляет семь правил установления сотрудничества родителей со своими детьми. Вот они:

  1. Лучше просить, а не приказывать или требовать. Стоит использовать следующие фразы: «Принеси (сделай, скажи…), пожалуйста…»; «Будь добр, …» и т.д.
  2. Не задавайте вопросов, в которых уже звучит рекомендация к плохому поведению: «Почему ты бьешь Петю?», «Зачем ты разбросал по квартире игрушки?» и т.д.
  3. Выражая свои просьбы к ребенку, говорите конкретно, употребляя позитивные слова. Например: «Дети, пожалуйста, ведите себя потише» вместо «Вы слишком шумите»; «Умей подождать с ответом» вместо «Ты опять меня перебил».
  4. Чтобы кроха не сопротивлялся вашим разумным доводам, старайтесь не напоминать и не повторять ему истины, которые он уже хорошо знает. Например, вместо объяснения важности чистки зубов ненавязчиво предложите малышу: «Не почистишь ли ты зубы?».
  5. Пусть ваши объяснения не станут лекциями: дети их плохо воспринимают и теряют желание сотрудничать со взрослыми. Гораздо лучше, если вы будете побуждать свое чадо задавать вам вопросы, прежде чем что-то сделать.
  6. Не делитесь с детьми своими негативными переживаниями, потому что они начинают чувствовать свою ответственность за ваше настроение, которую еще не могут понести в полной мере. Избегайте фраз типа: «Мне не нравится…» или «Ты очень огорчил меня…».
  7. Самое лучшее слово для сотрудничества в этом возрасте – это слово «давай». Оно укрепляет естественные связи между родителями и их детьми.
свернуть

О МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 30 декабря 1997 г. №114-З (в ред. Законов Республики Беларусь от 08.11.2011 №308-З, от 17.07.2018 №125-З)
развернуть

массовое мероприятие - собрание, митинг, уличное шествие, демонстрация, пикетирование и иное массовое мероприятие;

иное массовое мероприятие - спортивно-массовое, культурно-зрелищное, иное зрелищное или культурное мероприятие, религиозное мероприятие, проводимые в специально не предназначенных для этой цели местах под открытым небом либо в помещении;

собрание - совместное присутствие граждан в заранее определенном месте под открытым небом либо в помещении в установленное время, собравшихся для коллективного обсуждения и решения вопросов, затрагивающих их интересы;

митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте под открытым небом, собравшихся для публичного обсуждения и выражения своего отношения к действиям (бездействию) лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни, а также для решения вопросов, затрагивающих их интересы;

уличное шествие - организованное массовое движение группы граждан по пешеходной или проезжей части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам или публичного выражения своих общественно-политических настроений либо протеста;

демонстрация - организованное массовое движение группы граждан по пешеходной или проезжей части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади, в том числе с использованием автотранспортных средств и иных средств передвижения, в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам или публичного выражения своих общественно-политических настроений либо протеста с использованием плакатов, транспарантов и иных средств;

пикетирование - публичное выражение гражданином или группой граждан общественно-политических, групповых, личных и иных интересов либо протеста (без шествия), в том числе путем голодовки, по каким-либо проблемам с использованием или без использования плакатов, транспарантов и иных средств. К пикетированию приравнивается совместное массовое присутствие граждан в заранее определенном общественном месте (в том числе под открытым небом) в установленное время для совершения заранее определенного деяния, организованное (в том числе через глобальную компьютерную сеть Интернет или иные информационные сети) для публичного выражения своих общественно-политических интересов или протеста;

Статья 4. Организаторы массового мероприятия

Организаторами собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, в котором предполагается участие до 1000 человек, и иного массового мероприятия независимо от количества предполагаемых участников могут выступать граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на ее территории, достигшие восемнадцатилетнего возраста и обладающие избирательным правом, принявшие обязательство в письменной форме по его организации и проведению, а также политические партии, профсоюзы и иные организации Республики Беларусь, зарегистрированные в установленном порядке, за исключением организаций, деятельность которых приостановлена.

Организаторами собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, в котором предполагается участие свыше 1000 человек, могут выступать только политические партии, профессиональные союзы и иные организации Республики Беларусь.

Статья 5. Заявление о проведении массового мероприятия

Заявление о проведении массового мероприятия подается его организатором в местный исполнительный и распорядительный орган, на территории которого планируется проведение массового мероприятия.

В городе Минске заявление подается в Минский горисполком.

Заявление подается в письменной форме не позднее чем за 15 дней до предполагаемой даты проведения массового мероприятия

Статья 6. Порядок рассмотрения заявления и вынесение по нему решения

Руководитель местного исполнительного и распорядительного органа или его заместитель обязаны рассмотреть заявление и не позднее чем за пять дней до даты проведения массового мероприятия в письменной форме сообщить его организатору (организаторам) о принятом решении.

В решении должно быть указано о разрешении или запрещении проведения массового мероприятия, а также мотивы, по которым его проведение запрещено.

Статья 8. Подготовка массового мероприятия

Подготовка массового мероприятия осуществляется его организатором (организаторами) и иными уполномоченными им (ими) гражданами.

До получения разрешения на проведение массового мероприятия (подачи уведомления о проведении массового мероприятия) его организатор (организаторы), а также иные лица не вправе публично призывать к организации и проведению массового мероприятия, в том числе объявлять в средствах массовой информации, глобальной компьютерной сети Интернет или иных информационных сетях о дате, месте и времени его проведения, изготавливать и распространять в этих целях листовки, плакаты и иные материалы.

Массовое мероприятие может проводиться в любых пригодных местах, за исключением мест, определенных исполкомом, на объектах общественного транспорта, вблизи от зданий органов государственного управления и т.д.

Запрещается:

- проведение массовых мероприятий для пропаганды войны или экстремистской деятельности;

- привлекать к участию в них граждан за материальное вознаграждение;

- препятствовать движению транспорта и пешеходов, функционированию организаций;

- воздействовать в любой форме на сотрудников ОВД в целях воспрепятствования выполнению ими служебных обязанностей, а также на представителей общественности, выполняющих обязанности по охране общественного порядка;

- иметь при себе оружие, взрывчатые вещества и боеприпасы

свернуть

Совместный семейный отдых – лучший способ укрепления детско-родительских отношений

Семейный отдых – это максимально возможное количество времени, которое вы можете уделить своему ребенку. В организации свободного времени в семье, важны в первую очередь не средства, а знание того, чем заполнить досуг. Возможность проводить свободное время с пользой есть у всех и всегда. Исключительно благоприятные возможности для реализации воспитательной функции представляет совместный отдых. Совместный отдых семьи – это удивительная возможность всей семьи побыть вместе, узнать друг друга лучше и сблизиться. Семейный отдых – шанс для родителей лучше понять собственного ребенка, увидеть и услышать, чем он живет. Совместный отдых способствует укреплению дружбы, доверия между родителями и детьми, оставляет яркие впечатления у всех членов семьи. Совместный отдых играет важную роль в воспитании детей. Счастливые воспоминания из детства сохраняются на всю жизнь. Так зарождаются семейные традиции, которые передаются из поколения в поколение и формируются семейные ценности.

Виды совместного отдыха родителей и детей:

  1. Совместная интеллектуальная деятельность: интеллектуальные игры, разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок, собирание пазлов.
  2. Совместная творческая деятельность: рисование, лепка, оформление квартиры к празднику, оформление открытки для поздравления родственников, изготовление различных поделок.
  3. Совместная трудовая деятельность: посадка и уход за комнатными растениями, благоустройство территории вокруг своего дома, выполнение работ на приусадебном участке, уход за домашними животными.
  4. Совместная спортивная деятельность: посещение тренажерного зала, бассейна, занятия на стадионе, семейные прогулки.
  5. Совместные подвижные и сюжетно-ролевые игры.

     

    Всеми силами отвлекайте ребенка от телевизора и компьютера, проводите все свободное время на свежем воздухе, катайтесь на велосипеде, самокате, роликах, играйте в футбол. Лето – это укрепление здоровья ребенка и от того как он отдохнет во многом зависит его здоровье весь следующий учебный год.

    • Старайтесь соблюдать режим дня, иначе очень трудно к нему возвращаться в сентябре. Не забывайте, что недосыпание развивает неврозы, возрастает утомление. Ребенок должен спать не менее 10 часов.
    • Следите за питанием ребенка. Мороженое, газировка, фаст-фуд не принесет здоровья вашему ребенку.
    • Выбирайте только те виды отдыха, которые устроят вас и вашего ребенка.
свернуть

Песочная терапия

Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.
развернуть

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.

Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых,  это делает прекрасным средством для “заботы о душе”  именно так переводится термин “психотерапия”.

 Игры в песке необыкновенно полезны. Песочная терапия помогает детям избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении. В песочнице развиваются творческие способности ребенка – ведь там он создает свой собственный мир.

Известный американский педагог С. Куломзина отмечает, что песочница не только развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но ненавязчиво, исподволь настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира.

Метод песочной терапии можно эффективно использовать в развивающей и коррекционной работе. А именно:

1.Саморазвитие ребёнка посредством творческих игр на песке,

2.Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук,

3.Закрепление навыков фонетико-грамматического строя, звукопроизношения, обучение грамоте и письму,

4.Творческое развитие личности.

Песочница – это хорошая среда для индивидуальной и групповой работы с детьми в целях их нравственного становления, личностного развития и культурного роста.

Именно поэтому я закончила курсы песочной терапии и получила сертификат, чтобы  начать  использовать песочную терапию в своей работе с детьми, а при необходимости и со взрослыми. 

свернуть

Учим ребенка правильному общению!

Способность к общению включает в себя: Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»). Умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).
развернуть

 

Советы родителям по формированию адекватной самооценки:

- не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного;

- не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком;

- поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его;

- не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого;

- показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела;

- не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).

Принципы общения с агрессивным ребенком:

- для начала поймите причины, лежащие в основе агрессивного поведения ребенка: он может привлекать к себе внимание, возможна разрядка накопившейся энергии, стремление завоевать авторитет, используя для этого не самые лучшие средства;

- помните, что запрет, физическое наказание и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности;

- дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессивность, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, помахать игрушечной саблей, разорвать на мелкие кусочки рисунок того объекта, который вызывает злость. Вы заметите, что в реальной жизни агрессивность ребенка снизилась;

- показывайте ребенку пример миролюбивого поведения. Не обостряйте и не провоцируйте конфликт, не допускайте при ребенке вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести»;

- пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и понимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.

Как строить взаимоотношения с конфликтными детьми

- сдерживайте стремления ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда нет времени или сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури»;

- не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения;

- после конфликта обговорите с ребенком причину его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможности способы выхода из конфликтной ситуации;

- не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;

- не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него – дети сами могут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прервать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.

Застенчивость

Последствия:

- препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;

- удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав;

- не дает другим людям возможности оценить положительные качества человека;

- усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;

- мешает ясно мыслить и эффективно общаться;

- сопровождается переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.

Помощь ребенку в преодолении застенчивости – разрешима, пока ребенок еще маленький. Т. к. с возрастом у застенчивого ребенка складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в этом своем «недостатке».

Советы родителям замкнутых детей:

Замкнутый ребенок в отличие от застенчивого не хочет и не знает, как общаться.

- расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;

- подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;

- стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека;

- если вы заметили, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за квалифицированной помощью.

 

свернуть

«ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЙ РЕБЁНОК»

      Воспитание ребенка в семье должно начинаться со смены образа мышления и жизни родителей. Хотите здоровую семью – начните с себя. Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми, а ведь для этого не так много и надо.

В первую очередь необходим в семье благоприятный психологический климат, ведь споры и скандалы в семье в присутствии ребёнка способствуют возникновению неврозов.

      Правильно организованный режим дня должен сочетать периоды бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворять их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности. Кроме того, режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает к определенному ритму. Основными компонентами режима дня являются прогулка и сон. Кроме того, пребывание на свежем воздухе способствует повышению сопротивляемости организма к болезням. После активной прогулки у ребенка всегда нормализуется сон и аппетит.

       Нельзя забывать и о правильном питании. Здесь очень важно соблюдать определенные интервалы между приемами пищи. Забудьте о выпечке, бутербродах на завтрак, приготовленных на скорую руку. Пусть ваш ребенок с самого детства привыкает к здоровой полноценной пище. Ведь неправильное питание влияет на ребенка куда более серьезно, чем это может показаться.

       Для укрепления здоровья и нормализации веса эффективны ходьба и бег. Они обладают выраженным тренирующим эффектом и способствуют закаливанию организма. При закаливании одновременно происходит и повышение иммунитета за счет увеличения выработки в организме интерферона и других защитных факторов. Поэтому было бы здорово, если бы закаливание стало общим семейным делом. К закаливанию относят: воздушные ванны, водные ножные ванны, полоскание горла, контрастное воздушное закаливание, хождение босиком, контрастный душ. Если мы хотим видеть своего ребенка здоровым – надо ежедневно проводить закаливающие процедуры.          

Возможно, вам придется прибегнуть к методу «кнута и пряника», потому что дети не способны сами рассчитывать время и тем более не могут планировать свой день, по крайней мере, в младшем возрасте. Однако, самым лучшим способом воздействия на ребенка, самой простой и действенной возможностью воспитания здорового ребенка в семье является родительский пример. Помните, что дети всегда, даже подсознательно, стараются копировать родителей, и если ваш образ жизни трудно назвать здоровым, никакие запреты не заставят ваше чадо отказаться от вредных привычек!

Рассказывайте ребенку о здоровой пище, делайте вместе зарядку – и он с радостью будет повторять все за вами. Гуляйте с ним – и ребенок с удовольствием бросит мультики ради прогулки. Станьте примером для своего малыша – и у него не будет проблем со здоровьем.

Уважаемые родители! Помните!

Здоровая семья – это крепость, в которой ребенок чувствует себя защищённым!

Это гнездо, в котором ему спокойно и уютно. 

Ребенок — это пластилин, что из него вылепишь – то и будешь иметь!

Это чистая доска, что напишешь – то и останется на всю жизнь.

И ПОМНИТЕ, ЧТО ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ – ЭТО НЕБОСВОД, НА КОТОРОМ ВСЕГДА СВЕТИТ СОЛНЦЕ, ВЗАИМОПОНИМАНИЕ, УВАЖЕНИЕ, ЛЮБОВЬ И ДРУЖБА.

свернуть

Скоро в школу!

Психологи отмечают, что не всегда возрастной фактор является решающим. Как на одном дереве не все яблоки созревают одновременно, так и наши дети – кому-то не рано идти в школу и в 6 лет, а кому рано еще в 8 лет.
развернуть

 

Как надо вести себя родителям, когда ребенок готовится к школе:

- Вы должны знать возрастные нормы и особенности вашего ребенка, и ставьте требования и задачи соответственно возрасту.

- Ни в коем случае не критикуйте ребенка, не занижайте его самооценку.

- Создайте благоприятный климат в семье. Дайте ребенку возможность почувствовать, что вы любите его более чем обычно.

- Заранее поинтересуйтесь о компонентах школьной зрелости ребенка и своевременно их развивайте.

- Следите за умственным развитием ребенка. Создайте условия, чтобы интеллект развивался без задержки.

- Читайте ребенку сказки и стихи. Учите песни, слушайте вместе музыку. - Смотрите мультфильмы, детские фильмы.

- Хвалите за первые рисунки, водите в музеи, театры, цирк, зоопарк.

- Приобретайте игрушки, необходимые для возраста ребенка.

- Любыми способами поощряйте к общению со сверстниками. Воспитывайте мир чувств, учите управлять эмоциями. Старайтесь уменьшить тревожность.

- Следите за состоянием здоровья и занимайтесь реабилитацией всех выявленных отклонений.

- Интересуйтесь, насколько ребенок готов к школьному обучению у педагогов, психологов, врачей.

 

Как не надо вести себя родителям, когда ребенок готовится к школе:

- Не пускать на самотек подготовку ребенка к обучению в школе.

-Не принимать меры в отношении выявленной заранее незрелости, несформированности каких-либо способностей.

- Пытаться записать его в класс с углубленным изучением математики или английского языка, прекрасно понимая, что он в нем не справится с нагрузкой.

- Поддерживать в нем низкую самооценку и комплексы неполноценности.

- Показывать, что он неспособный как в семье, так и в школе. 

- Не интересоваться развитием, способностями своего ребенка, и быть равнодушными к его будущему.

свернуть