Старшая группа №1

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПОПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ)»

Обучение грамоте – начальный этап в процессе обучения русскому языку, в задачи которого входит формирование у будущих первоклассников элементарных умений по чтению и письму. Обучение ребёнка грамоте является очень важным этапом в его развитии. От того, как ребёнок овладеет чтением и письмом, во многом зависит успешность обучения в школе.

Одна из важнейших задач при обучении грамоте – овладение навыками анализа и синтеза слов и предложений. Без умения соединять звуки (буквы) в слоги и слова, выделять звуки (буквы) из слова, определять их место и количество в слове ребёнок не научится хорошо читать и грамотно писать.

Обучение ребёнка грамоте может быть интересным и увлекательным занятием, если помнить несколько простых правил.

При обучении детей грамоте НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

  • Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо — это перевод звуков речи в буквы, а чтение — это перевод букв в звучащую речь.
  • Знакомству и работе ребенка с буквами предшествует звуковой период обучения.
  • Следует называть и звуки и соответствующие им буквы одинаково – т.е. так, как звучит звук (звук [б], а не [бэ], звук [р] а не [эр]) до тех пор, пока ребёнок не будет знать полностью все буквы и читать слова и предложения с ними. Только тогда следует ознакомить ребёнка с правильными названиями букв русского алфавита.
  • Не смешивайте понятие звук и буква. Помните: звук мы слышим и произносим, а букву – видим и можем ее писать.
  • Знакомя с буквами, давайте только печатные образцы.
  • Предлагайте для звукового анализа и синтеза только те слова, написание которых абсолютно не расходятся с произношением (мак, уха, крот, мост).
  • Максимальная продолжительность занятий для пятилетних детей составляет 20 минут, для шестилетних – 25 минут.
  • Хвалите, отмечайте даже мельчайшие изменения вашего ребенка, выражайте свою радость и уверенность в его дальнейших успехах.

В старшем дошкольном возрасте детям необходимо усвоить представления о том, что наша речь состоит из предложений, предложения – из связанных по смыслу слов, слова состоят из звуков и делятся на части – слоги.

 

ВАЖНО!

Обучая ребенка элементам звукового анализа и развивая фонематический слух, следует помнить, что всё, что мы говорим, читаем, пишем – речь. Речь бывает: устная и письменная. Состоит наша речь из слов. Слова складываются в предложения.

Предложения – это слова, связанные между собой по смыслу.

Слова делятся на слоги, состоят из звуков.

Звук – то, что мы слышим и произносим.

Буква – то, что видим, пишем и читаем.

Звук на письме обозначается буквой. Звуки бывают гласные и согласные.

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка, требующий усилий и времени. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения и доброжелательности.

Помните, что ПЕРЕУЧИВАТЬ всегда намного труднее, чем НАУЧИТЬ. Поэтому ваше обучение ребёнка должно быть ГРАМОТНЫМ!

 

свернуть

Насилие в семье

НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ - это вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб.

 В отношении детей выделяют следующие виды насилия:

1.ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ НУЖДАМИ РЕБЕНКА (моральная жестокость, запущенность) - это отсутствие со стороны родителей элементарной о нем заботы, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и развитию ребенка.

  1. ПСИХИЧЕСКОЕ (ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ)-это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим или подростками, моральные угрозы, оскорбления, шантаж и т.п.
  2. СЕКСУАЛЬНОЕ- это посягательство какого-то члена семьи на половую неприкосновенность другого, в частности сексуального характера по отношению к несовершеннолетним членам семьи. Это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми.
  3. ФИЗИЧЕСКОЕ- это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение свободы, жилья, пищи, одежды и других нормальных условий жизни, а также уклонение родителей несовершеннолетних детей от заботы об уходе, здоровье, безопасности.

 

 

 

КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ ТО ИЛИ ИНОЕ НАСИЛИЕ?

  1. Запугивание и угрозы - внушение страха криком, жестами, мимикой; угрозы физического наказания милицией, спецшколой, богом; проявление насилия над животными; угрозы бросить ребенка или отнять его, лишить денег и др.
  2. Изоляция - запрет на общение с близкими людьми, посещение зрелищных мероприятий и др.
  3. Физическое наказание - избиение, пощечины, истязания, таскание за волосы, щипание и др.
  4. Эмоциональное (психическое) насилие - не только запугивание, угрозы, изоляция, но и унижение чувства собственного достоинства и чести, словесные оскорбления, грубость; внушение мысли, что ребенок - самый худший, унижение в присутствии других людей; постоянная критика в адрес ребенка и др.

 

ПОСЛЕДСТВИЯ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ ДЛЯ РЕБЕНКА

 

Почему порка, затрещины, даже такие, на первый взгляд, невинные удары, как шлепок по руке, опасны для ребенка и представляют угрозу для общества?

Они преподают ребенку урок насилия.

Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок, - что он любим.

Они рождают в ребенке тревогу: ожидание следующего удара.

В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители таким образом срывают на ребенке свой гнев.

Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным и проявляется много позже.

 Какой урок, и с какими последствиями сможет вынести ребенок из порки и битья?

РЕБЕНОК УЗНАЕТ:

  • что он не заслуживает уважения;
  • что хорошему можно научиться посредством наказания (на самом деле это неверно, наказание обычно учит ребенка желанию наказывать других);
  • что страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать;
  • что насилие - это проявление любви;
  • что отрицание чувств - нормальное здоровое явление;
  • что от взрослых нет защиты.

свернуть

Путешествие по родному краю

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Любовь к Родине начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением; с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

Есть Родина большая и родина малая. Большая Родина – это наша страна Республика Беларусь. А малая родина – это место, где человек родился и живет.

Организовывайте поездки, экскурсии по родному краю. Вы удивитесь сами, и обогатите внутренний мир вашего ребёнка открывшимися возможностями. Красота природы, богатое историческое прошлое и настоящее края, таланты народа, его уникальные умения в прикладном народном творчестве, настоящая кладовая познаний родного края.

                                    

Уважаемые родители!

Поставьте своей целью воспитать у своих детей любовь к своей малой Родине – городу Полоцку.

Воспитание детей – дело не только нас, воспитателей и педагогов. Неотъемлемой частью в этом деле является личный пример родителей. Вы, уважаемые родители – первые воспитатели ребёнка. Поэтому, в выходные дни совершайте с детьми экскурсии по памятным местам.

К. Паустовский говорил: «человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца» Но нельзя любить то, чего не знаешь. Поэтому наша задача – научить детей любить свой край, а, следовательно, больше узнавайте о нём, умейте ценить его историю.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

  • Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живёт, детского сада.
  • Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
  • Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
  • Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
  • Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора. Расширяй те собственный кругозор, больше читайте ребенку книг.

Уважаемые родители!

Любите свой край! И свою любовь к нему передавайте детям.

свернуть

ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Все чаще и чаще за консультацией к психологу обращаются родители, обеспокоенные частым и долгим сидением детей у экранов телевизоров или мониторов компьютеров. Ребенок готов часами играть в игры или смотреть мультики, телевизионные передачи различной тематики. И если по началу родителей радует, что сидя за компьютером или телевизором ребенок получает полезную информацию, развивает воображение, память, мышление, то со временем начинают замечать, что поведение любимого чада заметно изменилось. Ребенок стал капризным, отказ в игре или просмотре мультиков вызывает бурную негативную реакцию, откуда-то появилась плаксивость и раздражительность. Вот так незаметно банальный просмотр мультфильмов формирует у ребенка вредную привычку, а в дальнейшем может привести к возникновению риска развития компьютерной и телевизионной зависимости, с патологическими и необратимыми изменениями в личности ребенка.

Без сомнения, в телевидении и компьютерах есть свои плюсы и, прежде всего, это положительное влияние на умственное развитие детей, с помощью специальных обучающих программ. Отмечено, что многими навыками - например, счетом, чтением и чтением географических карт, - с помощью компьютера дети овладевают быстрее, а нередко и качественнее, чем при обычном обучении. Телевидение так же обладает могучим арсеналом обучающих программ, которые в легкой и доступной форме преподносят обучающий материал.

Тем не менее, при всех неоспоримых плюсах, исследователи отмечают такие же неоспоримые минусы. Подмечено вредное влияние телевизора и компьютера на здоровье детей. Долгое сидение перед «голубым» экраном или монитором компьютера приводит к развитию близорукости, нарушению обмена веществ, нередко приводящее к ожирению, нарушению деятельности сердечно-сосудистой системы, ослаблению иммунитета и т.д., Кроме того, выявляются различные нарушения в психическом и эмоциональном развитии детей.

Если говорить о психическом развитии, то, прежде всего, как ни странно, страдает развитие мыслительной сферы, внимания, памяти, поскольку визуальный канал информации является самым простым и не требует серьезных умственных усилий для его восприятия. Тем самым ребенок просто заглатывает большие потоки информации, не осмысливая и не анализируя ее. В детском возрасте уровень развития мышления тесно связан с уровнем речевого развития. Читая ребенку сказку, обучая пересказу, составлению собственных рассказов, заставляя ребенка говорить, вы способствуете его интеллектуальному развитию. Трудно представить, чтобы самая современная компьютерная программа могла заменить общение взрослого с ребенком.

Но самый большой вред зависимость от компьютера и телевидения наносит эмоциональному развитию ребенка.

В каждом возрасте процесс развития ставит свои актуальные задачи. Так в год ребенку нужно научиться ходить, в три года - разговаривать, в 5 ребенку совершенно необходимо играть и учиться общаться со сверстниками. Если ходить и разговаривать дети обучаются более менее вовремя то, что касается игры и общения, дело обстоит гораздо хуже. Компьютер и телевизор легко подменяют живые подвижные игры на их электронный аналог, а живое, непосредственное общение - на суррогат виртуального общения.

      Играя и общаясь со сверстниками, ребенок активно познает мир: фантазирует, учится поддерживать беседу, двигается. «Взаимодействие» с телевизором развивает в малыше пассивность, эмоциональную плоскость - он становится нечувствительным к эмоциям других людей и постепенно может уходить в «виртуальную реальность».

Таким образом, возникает опасность, что ребенок может «проскочить» тот возрастной период, когда дети активно учатся вступать в контакт и налаживать межличностное взаимодействие и дружеские связи. В дальнейшем такому ребенку будет трудно адаптироваться в новом коллективе и заводить новых друзей.

Как же формируется эта вредная привычка? Очень часто родители сами способствуют ее возникновению. Мы сажаем детей за просмотр мультиков, чтобы они нам не мешали заниматься домашними делами, отдыхать, общаться с друзьями. Или, придя с работы, сразу уже включаем любимые сериалы, утыкаемся в монитор компьютера, тем самым, показывая детям дурной пример. Поведение родителей - это образец, на основании которого дети строят свое поведение, стиль общения с окружающими и свое времяпрепровождение.

Если в опыте ребенка отсутствуют такие простые, но очень важные дела, как рисование, лепка из пластилина, подвижные игры, и т.д., то постепенно их может заменить компьютер или телевизор.

Но все же, телевидение и компьютер прочно вошли в нашу жизнь. Телевидение оказывает огромное влияние на формирование полноценной личности и кругозора человека, помогает ориентироваться в информационном пространстве и понимать окружающий мир. Поэтому полностью ограждать ребенка от телевизора и компьютера все же не стоит, да и не получится. Нужно разумно сочетать время, проведенное у компьютера и телевизора с двигательной активностью ребенка, общению со сверстниками, друзьями, с умными, понимающими взрослыми, книгами, музыкой, живописью и т.п.

Что же делать, если все же компьютер и телевизор заняли огромное место в жизни малыша и вызывают беспокойство у родителей?

  Первое, что Вы должны сделать, это поставить перед собой реальную цель, например, в день разрешается посмотреть два-три мультфильма.

■ Далее стоит оценить, сколько времени проводит Ваш ребенок перед телевизором в настоящее время и составить план семейных просмотров. Четко оговорить временную квоту затраченную на просмотр мультиков или игры на компьютере;

■ Постарайтесь не устанавливать телевизор в центре комнаты, т.е. на виду, так как в этом случае желание смотреть телевизор возникает у детей гораздо чаще;

■  Не забывайте выключать телевизор, когда Вы его не смотрите - дети быстро перенимают вредную привычку взрослых оставлять телевизор «фоном»;

■ Вводите запрет на телевизор постепенно. Например, для начала запретите смотреть телевизор во время еды.

■ Постарайтесь отвлечь малыша интересными занятиями: рисованием, чтением книги, различными играми. Достаньте старые игрушки, займитесь изучением алфавита и цифр. Предложите ребенку помочь Вам по дому: дети просто обожают помогать маме в мытье посуды и уборке комнаты.

!!! Таким образом, способов отвлечь ребенка от телевизора великое множество, а от Вас требуются лишь силы и терпение. Но зато в последствии Ваш ребенок сможет без каких-либо затруднений найти себе занятие по душе, если рядом не будет телевизора. А этим в наше время может похвастаться далеко не все.

свернуть

Уголок детского творчества

Создание в доме детского уголка для творчества решит сразу три проблемы.

*Во-первых, обезопасит вашу квартиру от экспериментирований юного творца.

*Во-вторых, позволит вам освободить массу свободного времени для себя.

*И, в-третьих, обеспечит ребенку возможность самовыражения. Каждый человек нуждается в своем жизненном пространстве. Если пространство в доме не позволяет вам выделить ребенку отдельную комнату, то организовать небольшой детский уголок вполне реально. Главное, чтобы юный гений чувствовал себя здесь свободно и мог рисовать там, где ему вздумается, создавать выставку своих поделок там, где ему покажется наиболее красиво и уместно. Вы сможете заходить в уголок малыша, но только по приглашению. В идеале рекомендуется превратить это место в творческий уголок – то есть, уголок не только для отдыха и баловства, но и для проведения времени с пользой.

Интерьер творческого уголка

   Ограничивается только фантазией вас и вашего ребенка. Важно, чтобы в жилом пространстве уголок ребенка представлял собой определенно обозначенное место, отгороженного от комнаты шкафчиком, ширмой, полками или может быть диваном. Желательно, чтобы на полу лежали подушки или мягкий матрасик.

Теперь обращаем внимание на обустройство.

Как нельзя кстати будет небьющееся зеркало – ребенок сможет разговаривать с собой, строить рожицы или любоваться, детям это нравится. Неправильно воспринимать такие «кривляния» как пустую забаву. Так малыш изучает себя, свои жесты, мимику, особенности своего тела. Было бы замечательно повесить рядом с зеркалом рисунки с изображением проявлений человеческих эмоций – радости, грусти, удивления и т.п., которые будут способствовать пониманию своего настроения. В детском уголке обязательно должен стоять столик и стульчик, чтобы ребенок мог лепить, клеить и рисовать. Можно разместить здесь магнитную доску для цифр и букв или мольберт. Пригодятся и полки или стеллаж, которые должны быть как можно прочнее прикреплены к стене. Разложите на них материалы для творчества, игрушки, пазлы и т.п. Вскоре малыш научится находить нужные ему предметы, а затем убирать их на место.

Какие вещи понадобятся для детского уголка

   Конечно все необходимое для рисования – альбомы, бумага маленького и большого формата, цветные мелки, фломастеры, восковые карандаши, кисточки, краски, баночки для воды. Время от времени можно предлагать ребенку соленое тесто, глину или пластилин. Пригодятся и творческие игры – конструкторы, лото, пазлы. Также дети очень любят заниматься с природным материалом, так что собирайте веточки деревьев, желуди и шишки, разнообразные привлекательные камешки, которые малыш сможет перебирать. Весьма охотно дети играют с рабочими инструментами взрослых, такими как пустые банки, кастрюли, обрывки веревок и т.п. Наверняка вы замечали, что ребенок интересуется ими гораздо больше, чем дорогими игрушками, и это нормально. Здесь полет фантазии просто огромен. Безопасные части поломанных игрушек можно не выбрасывать, ведь ребенок может придумать с ними массу занимательных идей. К примеру, ручка от чашки превращается в кресло-качалку для маленькой пластилиновой игрушки.

Советы родителям

   Вы можете показывать, направлять, аккуратно подталкивать малыша к действию, но без необходимости старайтесь не вмешиваться в творчество ребенка, так вы поможете ему саморазвиваться.

Вместе можно обсудить наиболее интересные для вашего ребенка занятия, заранее к ним подготовиться. Например, придумать «сказочное путешествие», а транспорт для передвижения слепить или нарисовать. Как только будет принято решение, вы смело можете заняться своими делами, поручив исполнение задумки малышу. Вам останется только одаривать похвалой ребенка, давать ему небольшие советы и немного помогать. Готовиться к игре дети любят едва ли не больше, чем, собственно, играть. Когда все будет готово, можно создать карту и проложить маршрут вашего путешествия, можно вырезать из старых журналов птиц, животных, растения и разместить их на карте. Такая игра вполне может стать ежедневным ритуалом. Вы успеете переделать все дела по дому, пока ваш малыш погружается в захватывающий мир фантазии.

свернуть

поделиться в: