Разновозрастная группа с 1 до 3 лет
Как научить ребенка убирать игрушки
Многие родители хотели бы, чтобы их дети убирали игрушки сами, без упреков, напоминаний, слез и истерик. Без длительных уговоров, результатом которых будет, в лучшем случае небольшая помощь в уборке маме, а в худшем -ребенок закатит истерику, ведь постоять в углу проще, чем «потрудиться», убираясь. Каждый родитель мечтает о чудо- слове, которое будет магически действовать на дитя, и он (она) беспрекословно приступит к уборке. Однако, уборка игрушек, как и любой другой навык, прививается с детства и всегда это длительный и нервный процесс.
Что же можно и даже нужно делать уже с раннего возраста?
Убирайте игрушки вместе с ребенком. Конечно, это не всегда удобно и быстро, но он наблюдает и смотрит за действиями мамы и если ребенок пытается повторить, то не отказывайте ему в этом, а наоборот поощряйте.
Совсем маленькому ребенку нужно показать, как убирать кубики, дать «инструкцию»: смотри, мы берем кубик и бросаем вот сюда!!Вот так!! Ура! Дети очень реагируют на эмоциональный окрас и легко включаются в игру.
Покажите малышу, что для каждой игрушки есть свой ящик. Для кубиков -отдельно, для лего-отдельно и с раннего детства приучайте малыша к правилу: поиграл- убрал и тогда только берешь другую игрушку. Настойчиво напоминайте ребенку это правило всякий раз и он его обязательно запомнит.
Уборку превращаем в игру.
Здесь есть несколько вариантов:
— кто быстрее соберет (кубики, машинки). Особенно хорошо использовать этот прием если в семье несколько детей;
-я соберу синие, а ты- красные;
-давай соберем кубики, пока песочек сыплется (использовать песочные часы);
-давай зайка (мишка, кукла, динозавр) нам поможет убраться;
— превратите свою руку в кого- нибудь (хорошо, если есть спец. кукла на руку) и убирайте с этим героем быстро и весело.
Не говорите с ребенком скучными фразами «уберись в комнате», помните, что ведущая деятельность ребенка до 7-8 лет- игровая. И только через игру вы можете привлечь ребенка без капризов и истерик. Конечно, в более старшем возрасте уже не нужно будет каждый раз устраивать театр, но начинается все с раннего возраста, приучение, как основа, закладывается именно сейчас.
Всегда помните, что вы- первый пример для своего ребенка. Если вы сами не убираете за собой со стола или разбрасываете свои вещи по комнате, то приучить ребенка не делать так- это нереально.
Обязательно хвалите ребенка за проделанную работу!
Для детей постарше можно применять мотивацию. Придумайте ее именно для вашего ребенка.
Например, можно ввести систему наклеек, вручать их за выполненные обязанности и в конце недели менять их на сладости или игрушку. В любом случае, приучить ребенка к чему- либо –это работа, ежедневная и кропотливая.
Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста в семье
"Помоги мне это сделать самому» (Мария Монтессори)
Эти слова Марии Монтессори выражают мою позицию по отношению к самостоятельности детей младшей группы. Эта проблема повторяется из года в год, так как родителям трудно объяснить, что ребёнка нужно научить, можно научить делать многие вещи самостоятельно. Но ведь родители наших деток слишком много времени уделяют работе и другим занятиям, чем своим малышам. Разница в воспитании самостоятельности есть. И примеров таких немало. Приводят нового малыша в детский сад, а он и одеваться умеет, и раздеваться, и ложку держать, и кушает самостоятельно. Конечно не всё, и не совсем хорошо получается, но ведь главное, что умения есть, ручки работают. И этому малышу будет гораздо легче на занятиях, так как главная проблема у нынешних малышей – это ручки.
А родители всё спешат, всё торопятся, продолжая раздевать ребёнка утром и надевать по вечерам. Когда же ему учиться!
Только в детском саду остаётся решать эту проблему. И вот здесь для воспитателей возникает ещё одна сложность- дети начинают по утрам капризничать, не хотят идти в детский сад- ведь здесь их заставляют многое делать самостоятельно, учат тому, чему никак не смогли научит их дома, в семье.
А ведь мы теряем время, меньше гуляем, больше тратим времени на объяснения и показ на занятиях, как нужно делать правильно, держать правильно и т. д.
Сейчас у детей очень много игрушек, наверное, это хорошо- ребёнок всегда найдёт себе игру по душе (если его научили играть). Но вот собрать игрушки, положить их на свои места- это у детей вызывает только отрицательные эмоции. Почему же это происходит именно так?.Ответ такой: либо ребёнок игрушки совсем не убирал, либо ему всегда помогали родители.
И опять этому учат в детском саду. И ведь получается научить!
Воспитатели, наверное, согласятся со мной, что работать в детских садах стало сложнее, потому что молодые родители видимо не осознают всей ответственности за своего ребёнка, не могут или не хотят учит своих деток самостоятельности, ведь это занимает слишком много времени.
Я хотела бы сказать спасибо тем родителям, которые понимают и стараются сделать так, чтобы их ребёнок умел делать всё САМ.
Хочу закончить свою статью словами Марии Монтессори: «Самостоятельность- это залог успешной и счастливой жизни».